Начнем с участка, который более всего интересует заказчиков в плане автоматизации и компьютеризации. Это, конечно, приемка молока. Вопросом, как автоматизировать процесс приемки молока, чтобы исключить "человеческий фактор" и сделать процесс максимально прозрачным, задавались наверняка практически все руководители молочных предприятий. На практике добиться ожидаемой прозрачности большинству предприятий не удается. Причинами неудач называют и неправильные решения по автоматизации, и неверный подбор обслуживающего персонала, и низкий бюджет, и,конечно,противодействие изнутри. Думаю, многие понимают, о чем я говорю.
Собственно проблема прозрачности процесса приемки молока имеет в своей основе сговор приемщиков и сдатчиков молока (это подтвердит каждый руководитель предприятия). Причем искоренить этот сговор иначе, чем упразднением самого "человеческого фактора", невозможно. Ведь занизить жир или массу молока, дать более высокую сортность - обоюдовыгодная ситуация для сдатчика и приемщика, но не всегда для владельца.
Для исключения большинства возможных вариантов искажения данных при приемке молока-сырья необходимо измерять физические характеристики молока в потоке при перекачке его их молоковоза и при этом учитывать количество молока с помощью расходомера, контролировать границу раздела сред с помощью кондуктометра или мутномера. При этом можно также считывать метку автомашины, чтобы сразу формировать отчет о принятом молоке с наименованием поставщика (хорошо, если молоко несборное) и отправлять его в бухгалтерию для оформления расчета.На бумаге все звучит просто и понятно, но на деле я не знаю ни одного завода. где бы это было внедрено и идеально работало.
В итоге вся автоматизация участков приемки молока заканчивается установкой автоматических клапанных систем и учетом входящего потока с более или менее приемлемой погрешностью. Однако все данные о качественных характеристиках и количестве принятого молока вносятся в систему учета вручную , что говорит лишь о том, что кадры решают все.
Пойдем от сложного к более простому. Многие предприятия внедрили у себя автоматизированные системы учета и планирования в таких направлениях, как "Внутризаводская логистика" (склад готовой продукции, цепочка снабжения производства тарой. сырьем (немолочным) и вспомогательными материалами), "Учет потребления энергоресурсов", "Управление рецептурами", "Эффективность работы оборудования", "Склад запасных частей", "Учет рабочего времени" и др.
В любом процессе автоматизации все начинается с правильного технического задания и завершается грамотной реализацией. Всегда в основе любой автоматизированной системы лежит ручной труд специалистов, которые создают базы данных, чтобы потом "умное производство" использовало эти данные и облегчало работу всем задействованным подразделениям и работникам. В итоге успешность внедрения любой "умной системы" - это "картинка", которая получается, когда вы пропускаете "свет" от специалистов исполнителя. Нужно понимать, что причинами неудовлетворительного конечного результата внедрения "умной системы" являются зачастую ошибки и упущения, допущенными как на стадии формирования технического задания специалистами заказчика, так и на стадии реализации специалистами исполнителя.
Также бывает, что заказчик сначала собирается внедрить "умную систему" в каком-то одном подразделении своего предприятия, а через время решает, что хорошо бы то же самое реализовать и в другом подразделении, причем так, чтобы эти системы эффективно взаимодействовали. Иногда по разным причинам второй проект осуществляется силами другого исполнителя, который полностью полагается на техническое задание заказчика и не углубляется в процессы, происходящие в уже внедренной системе. В итоге получает две системы, которые вроде бы и взаимодействуют, но не слишком хорошо, и исполнитель вместе с заказчиком начинают придумывать "костыли" для этих систем, чтобы они могли хоть как-то "ходить" вместе. Ну а пользователям системы приходится лишь разводить руками привыкать к новым рабочим будням.
Конечно же, если заказчику повезет и он наткнется на квалифицированного исполнителя, имеющего представление о процессах, происходящих на пищевых предприятиях не понаслышке, то в этом случае могут быть реализованы два варианта: -выстроена перспективная система, где предусмотрены взаимосвязи с большинством возможных направлений автоматизации предприятия и где заказчику необходимо подстроиться под новую систему; - начат поиск заказчиком другого исполнителя. Второй вариант чаще всего выбирают те заказчики, которые не представляют, какие капитальные вложения требуются для внедрения "умной системы" и не считают необходимым тратить в данный момент время на автоматизацию, а предпочитают вложить средства в более консервативные приобретения (оборудование, инфаструктура и т.д.). И это не ошибка! Ошибкой будет приобретение "умной системы" у no-name компани за небольшие средства под отдельно стоящий процесс или подразделение. В этом случае велика вероятность, что заказчик в полной мере прочувствует на себе ситуацию "ожидание-реальность".
Также нужно понимать, что как бы идеально, не была выстроена система ERP, все рабочие нюансы предусмотреть невозможно. И всегда будут прецеденты, когда ответственным пользователям системы придется вручную проводить исключения из правил и вводить нужные данные в нужные разделы системы: будь то отгрузка готовой продукции "нужному" дистрибьютору вопреки принцип FIFO (First In, First Out), или закрытие табеля работнику при его фактическом отсутствии на рабочем месте или несоответствие фактического плана производства ранее утвержденному, что влечет за собой непредвиденные расходы вспомогательных материалов и сырья, или незадокументированные простои либо поломки оборудования, которые требуют дополнительной корректировки в плане поставки запасных частей либо графике выполнения ППР. Главное, чтобы система имела данный уровень гибкости и позволяла без особых затрат времени и дополнительных трудозатрат вносить данные и обрабатывать их своевременно и корректно. В то же время система должна иметь возможность требовать необходимые для внесения "ручных" изменений уровни доступа и генерировать соответствующие отчеты контролирующим сотрудникам.
Очень полезны комплексные "умные системы" для продвинутых предприятий, где внедряются стандарты ISO 9001, ISO 22000, система НАССР.
Я, конечно, говорю о реальных случаях внедрения данных стандартов, а не о тех, которые реализованы на 80% предприятий нашей страны. Так вот, "комплексные умные системы" позволяют полностью проследить путь как от молока-сырья до упаковки готовой продукции, так и наоборот - от упаковки готовой продукции к партии молока-сырья. Я даже не говорю об упаковке и вспомогательных материалах. Ведь при комплексном подходе прослеживается все: рабочая рецептура; информация о хозяйстве, которое поставило молока на завод; данные о поставщике и партии упаковочного материала; показатели технологического процесса (температура, давление, производительность и т.д) на всех стадиях; физико-химические и микробиологические показатели готового продукта и полуфабрикатов в процессе производства; соблюдение условия холодной цепочки в процессе хранения на предприятии у дистрибьютора. В итоге мы получаем систему, которая может легко дать ответ на вопрос, что пошло не так, где стоит усилить контроль, или дать подтверждение соблюдения всех норм и режимов для проверяющих инстанций.
Возможности "умного производства" обширны и границы этих возможностей постоянно расширяются вместе с развитием технологий. Задача производителей молочных продуктов- сначала прийти к четкому пониманию того, какой эффект они хотят получить от внедрения ERP-систем, и только потом приступать в выбору поставщика данных услуг и их внедрению.